Вернуться в раздел "Помним..."

Дата размещения на сайте: 14 марта 2015

 

 

 

Утехин Георгий Михайлович – добровольный участник Великой Отечественной войны в составе 1-ой Белорусской партизанской диверсионной бригады особого назначения им. В.И. Ленина. Среди Правительственных наград – 2 ордена «Великой Отечественной войны», медали «За боевые заслуги» и «Партизану Отечественной войны» I степени.

После окончания в 1955 году Ленинградского Горного института занимался изучением геологии и прогнозированием месторождений полезных ископаемых – вольфрама, бора, урана, сурьмы и ртути, свинца и цинка – в различных регионах СССР и за рубежом (в ГДР).

 

 

 

(На фото:  Г.М.Утехин во время добровольного вступления в партизанский отряд. Конец 1941 года.)

 

После захвата немцами г. Калинина (ноябрь 1941 года) руководство области переселилось в г. Кашин и сразу же стало набирать добровольцев в формирующиеся диверсионные группы для последующей засылки их в тыл врага.

Почти до самого конца ноября собравшиеся проходили обучение в плане ведения борьбы в тылу врага, в том числе обучение минно-подрывному делу, в небольшом городе Кушалино, в 25-30 км к северо-востоку от г. Калинина. После формирования диверсионных групп в конце ноября 1941 года нашу группу во главе с кашинским милиционером Жогиным направили к линии фронта. Пункт назначения – деревня Видогощь на левом берегу р. Волги. На противоположном, высоком берегу реки находится деревня Городня, через которую проходит шоссе Москва-Ленинград и которая в то время находилась в руках немцев.

(На фото: Группа партизан 1-го отряда после соединения с Советской армией. Г.М. Утехин – второй слева в верхнем ряду.)

В ночь на 1 декабря наша группа в составе 18 человек сделала попытку перейти через линию фронта, т.е. через заснеженную Волгу, но была обнаружена и обстреляна. Пришлось отходить, а точнее, отползать на свой берег, по достижении которого не досчитались двух человек. Сделать еще одну попытку перехода здесь линии фронта нам не удалось, т.к. в начале декабря началось наступление наших войск под Москвой.

Артиллерией был обработан и участок, расположенный перед нами, в том числе и деревня Городня. Стрельба велась откуда-то из-за наших спин. Наступление наших войск было настолько стремительным, что к началу января 1942 года был освобожден город Калинин и ряд других городов как к северу, так и к югу от Москвы.

В поисках места для перехода линии фронта нас возили на грузовиках сначала по шоссе Москва-Ленинград, затем все далее и далее на запад. В течение примерно двух месяцев мы несколько раз переходили через линию фронта, но каждый раз оказывалось, что наступающие наши войска опережали нас.

Торможение произошло после взятия нашими войсками города Торопец. Там был сформирован диверсионный отряд из 45 человек во главе с Алексеем Баскаковым – 22-летним парнем из г. Конакова Калининской области.

В начале весны 1942 года отряду удалось пересечь линию фронта и проникнуть в немецкий тыл недалеко от Великих Лук. Было получено задание подорвать бронепоезд, курсировавший в районе этого города. Операция по подрыву бронепоезда была проведена весьма успешно, и отряд, отходя, рискнул отдохнуть в деревне, название которой я не помню. Отдохнуть не получилось: ранним утром немцы окружили деревню и открыли по ней стрельбу. Отстреливаясь, партизаны устремились к лесу, что помогло большинству из них спасти жизнь. Просачивались через линию фронта, к своим, группами по 2-3 человека. Условленным местом сбора был район железнодорожной станции Кунья, где выяснилось, что отряд потерял 11 человек.

С учетом оперативной обстановки – а наши войска в некоторых местах подходили к границам Белоруссии – в Москве было решено на базе отряда А. Баскакова сформировать диверсионную бригаду из трех отрядов для засылки на территорию этой республики. Решение было, видимо, принято не без участия первого секретаря компартии Белоруссии П.К. Пономаренко.

Местом формирования нашего, первого отряда бригады Баскакова была деревня Ильино, в юго-западной части Калининской области. Пополнение прибывало постепенно. Командиром 1-го отряда был назначен Сергей Федорович Глазунов из Калинина. Отряд сформировали в июне 1942г. Местом дислокации отряда определили железнодорожный треугольник Витебск-Полоцк-Невель, куда отряд проник во второй половине июня. Колонна получилась внушительной: кроме людей, в нее вошли 6 повозок с вооружением, боеприпасами, продовольствием. Значительную часть груза несли на себе.

Из лесного лагеря ежедневно высылали по несколько групп для совершения диверсий на железных, шоссейных дорогах, средствах коммуникации и связи. Но главными объектами были железные дороги Полоцк-Витебск и Полоцк-Невель, по которым снабжались немецкие войска, противостоявшие нашим 3-й и 4-й ударным армиям. За 4 месяца лета-осени 1942 года нашим отрядом было совершено несколько сотен диверсионных актов. Врагу был причинен огромный урон. Только на железных дорогах мы подорвали, разгромили или сожгли 24 воинских эшелона противника.

За это время пообносились и оказались полуразутыми. Некоторые носили самодельные лапти и представляли собой жалкое зрелище. Вот в таком «поношенном» виде мы в конце октября 1942 года пришли в деревню Савино Смоленской области. Туда нам было предписано явиться, чтобы отдохнуть, подлечиться, экипироваться, пополнить численность и довооружиться. За это время выяснилось, что наши боевые действия получили высокую оценку руководства страны, и что наша бригада отныне именуется 1-й Белорусской партизанской диверсионной бригадой особого назначения им. В.И. Ленина.

В конце ноября – начале декабря 1942г. мы вновь отправились к линии фронта, чтобы пересечь ее и дислоцироваться в Ушачском районе Витебской области. Задачу выполнили, но на этот раз переход линии фронта оказался гораздо более трудным, чем в июне 1942г. Во-первых, была зима, во-вторых, у нас не было лошадей, и весь груз тащили на себе. Наконец, этот переход совпал по времени с завершением Сталинградской битвы. Потерпев крах в одном месте, немцы свирепствовали в других местах и, в частности, у нас. Зима и лето 1943 и 1944 годов были временем непрерывных боев партизан Полоцко-Лепельской группировки (и не только ее) с карателями. Для борьбы с партизанами немцы привлекали крупные армейские соединения с танками и авиацией.

В этой борьбе нам приходилось непрерывно менять место своей дислокации, однако мы ни на минуту не прекращали совершать диверсии в тылу врага. Из Ушачского района мы планомерно перебрались в Россонский район. Переходя через территорию треугольника Витебск-Полоцк-Невель, мы стали свидетелями разрушений, причиненных немцами на этой благодатной земле. Многие деревни были сожжены, население перебито, а оставшиеся в живых перебрались в леса и жили в землянках.

Из Россонского района нам пришлось перейти в Докшицкий район Вилейской области, откуда делали рейды по тылам врага и совершали диверсии на коммуникациях противника. Боевых операций было множество. Из них я хотел бы выделить глубокий рейд в тыл врага и подрыв двух вражеских воинских эшелонов на железной дороге Вильно-Двинск, недалеко от станции Побраде (Подбродье).

Наконец, особняком стоит карательная экспедиция по разгрому Полоцко-Лепельской группировки партизан в мае 1944 года. В ней были задействованы крупные армейские соединения немцев. В кольце оказались 25-30 тысяч партизан. В результате прорыва кольца погибли очень многие. Кому удалось прорваться, выходили либо в еще более глубокий тыл, либо за линию фронта.

Немцы на весь свет раструбили, что уничтожили самую крупную группировку партизан. Однако эта группировка не была разгромлена. Люди постепенно собирались, а собравшиеся представляли собой реальную боевую силу, которая оказала большую поддержку наступающим советским войскам, занятым в операции «Багратион».

В боях с немцами наша бригада потеряла более половины своего численного состава. Из оставшихся в живых ранений избежали единицы. Среди погибших – первый комбриг Алексей Баскаков, командир 1-го отряда Сергей Глазунов и многие другие. Память о погибших нетленна.

 

4 марта 2015г.                                              Г.М. Утехин