Вернуться на главную страницу

 

опубликовано 28 декабря 2023 года

 

(дополнено 30.12.2023)

 

Сергей Введенский о фильме "Сунозовы в ГДР или Однажды в Зигмаре".

 

Сергей Введенский, сын Введенской (Сунозовой) Ирины Викторовны, внук Сунозова Виктора Андреевича, любезно предоставил нам возможность посмотреть свой фильмы о жизни семейства Сунозовых в ГДР.

 

 

   (ссылка на Rutube)

 

 

  (ссылка на YouTube)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сергей поделился с нами интересной историей создания фильма:

 

.

О фильме «Сунозовы в ГДР»

 

Дедушкины плёнки шестьдесят лет спустя.

 

Мой дедушка, Виктор Андреевич Сунозов (1921-1996), с 1959 по 1964 работал старшим инженером в управлении предприятия «Висмут» в Восточной Германии. Советско-германское акционерное общество (СГАО) «Висмут» (SDAG Wismut) просуществовало в ГДР с 1947 по 1990. Оно занималось разведкой, добычей и обогащением урановой руды для нужд атомной промышленности. Управление предприятия располагалось в городе Карл-Маркс-Штадт (нынешний Хемниц). Район города Зигмар служил местом проживания советских специалистов, работавших на предприятии. Вместе с дедушкой в командировку поехала его семья: Нина Ивановна Сунозова (1927-2006) - моя бабушка, Ирина Викторовна Сунозова (в замужестве Введенская) – моя мама и Алексей Викторович Сунозов (1957-1989) – мой дядя. На момент окончания командировки дедушке было 43 года, бабушке 37 лет, маме 11, а дяде Лёше 7. Когда я был маленький, мои дедушка, бабушка и особенно мама часто рассказывали интересные истории из жизни в ГДР, которые я любил слушать.

 

Любительские кинокамеры получили распространение в 50-х годах прошлого века. Дедушка много фотографировал в своей первой командировке в Китае, а в Германии купил кинокамеру «Pentaka» и начал снимать видео сюжеты. В детстве я любил рассматривать чёрно-белые фотографии из Китая и ГДР. Однажды, он показал мне коробку с киноплёнкой. Она лежала в старом шкафу на верхней полке вперемешку с вещами. Дедушка сказал, что на плёнке записан интересный фильм и чтобы я сохранил эту плёнку. Кинопроектора у нас в тот момент то ли уже не было, то ли он был сломан. Пока я рос, и дедушка был жив, я понимал, что кинопроектор не работает, а дедушка почему-то забросил это увлечение и даже перестал фотографировать. Возможно, он думал, что когда я стану взрослым, то починю проектор или найду другой способ посмотреть фильм.

 

В дальнем углу моей памяти сохранилось воспоминание, связанное с попыткой дедушки показать нам этот фильм. Дело было в большой комнате нашей квартиры. Я помню занавешенные окна, белый экран-простыню на стене, пирамиду из стола и табуретки в качестве постамента для кинопроектора, звуки моторчика лентопротяжного механизма и яркое пятно света на простыне. На мгновение в свете проектора появлялись изображения перевёрнутых вверх ногами городских зданий и каких-то людей, но плёнка постоянно срывалась и приходилось начинать заново. Было ясно, что аппаратура неисправна, дедушка нервничал, и как ни старался, так и не смог показать нам кино.

 

Вот уже 27 лет прошло, как нет моего дедушки. 17 лет нет с нами бабушки. Мой дядя умер ещё раньше, 34 года назад. Но слава Богу, жива и здорова моя мама, и живы наши родственники, которые близко знали моих дедушку, бабушку и дядю. Большие перемены произошли в нашей квартире. Давно нет того шкафа и антресолей в коридоре, где лежала плёнка. После ремонта в 2007 году мы поменяли практически всю мебель на новую. Коробка с плёнкой кочевала по разным местам квартиры. Она попадалась на глаза то на балконе, то в тумбочке, то в новой стенке из ИКЕИ. Осознание того, что на ней может быть записано что-то ценное как-то со временем притупилось и почти стёрлось. Разум был занят ежедневной суетой и заботами о работе, семье и подрастающих детях и уже не акцентировал внимание на важности этих предметов. Просто во время генеральных уборок, когда моя жена Лена спрашивала, «А это нужно? Давай выбросим?», я выбрасывать не разрешал. В голове крутилась мысль, что «может быть когда-нибудь ПОТОМ я займусь этими плёнками».

 

Год назад, когда Никите должно было исполниться 20 лет, среди прочего я запланировал подарить ему мини-фильм о первых годах его жизни, благо материала было предостаточно. Никита подрастал в эпоху кинокамер на мобильных телефонах, и мы много фотографировали и снимали на видео все наши семейные поездки, дни рождения Никиты и младшего сына Платона, встречи с друзьями и родственниками. Никитин фильм получился отличный, и было решено сделать такие же на юбилеи моих мамы и тёщи Нины Анатольевны.

 

Когда я начал готовить фильм на 70-летие мамы, то снова вспомнил о старых плёнках. Пришло понимание, что другого подходящего повода заняться их восстановлением может и не быть. Для фильма уже был готов материал из черно-белых фотографий и современных цифровых фото и видео. Оставалось найти специалиста, который проверит дедушкины плёнки, а если с ними всё в порядке, то оцифрует их. У меня была надежда найти там интересный материал о маме.

 

Специалист Дмитрий, которого я на удивление быстро нашёл, сообщил, что применяет при восстановлении старых плёнок метод покадровой оцифровки изображения, и что я должен привезти материал к нему в офис на Павелецкую. Коробки с плёнками мы повезли вместе с Платоном. Приняв наш материал Дмитрий сказал, что сейчас у него много работы и поэтому в течение 2-ух недель он сообщит, сколько минут ему удалось восстановить. Меня продолжали одолевать сомнения, что плёнка может быть засвечена или испорчена, уж слишком старая она была. Откровенно говоря, я был бы рад увидеть хотя бы несколько сохранившихся минут.

 

Через две с половиной недели раздался звонок и Дмитрий сообщил, что удалось восстановить порядка 12 минут киноматериала на одной плёнке, порядка 30 минут на второй, около 5 минут на третьей, и что можно

оплачивать работу и забирать оригиналы. Конечно я был несказанно рад услышать такое. Когда оцифрованный файл наконец был загружен на компьютер, я с замиранием сердца начал просмотр. То, что я увидел, поразило меня до глубины души и проникло в самое сердце, хотя в сущности ничего необычного или сверх оригинального на этих плёнках не было.

 

Там была обычная семейная хроника. С экрана на меня смотрели любимые лица молодых дедушки, бабушки, мамы и дяди. Была уверенность, что они передают мне привет. И в каждом кадре я чувствовал их Любовь. Ещё долгое время я находился под впечатлением от увиденного и от самого факта, как мне удалось наконец эти плёнки восстановить.

Кроме сцен с участием Сунозовых, а также их друзей Судаковых, плёнка содержала различные сюжеты досуга советских специалистов и их семей на фоне природы, городских и даже морских пейзажей, снятых в различное время года. Операторами фильма были мой дедушка, а также вся семья Сунозовых. Камеру дедушка давал подержать всем:-) Меня приятно удивили необычный формат изображения, который выдаёт на экран 8-ми миллиметровая плёнка, особый шарм и кинематографичность кадров. Получилось так, что на первой плёнке были сцены с маленьким мной с участием бабушки и дедушки со стороны отца, а на другой - семейная хроника Сунозовых в ГДР. Про первую плёнку я расскажу как-нибудь в другой раз.

 

Конечно я решил подготовить эти записи и показать их маме и родным. Мне захотелось узнать, когда был снят фильм и какие места ГДР в нём показаны. Восстановление фактов и хронологии я начал с того, что сопоставил надписи на коробках фирмы Agfa, где лежала плёнка. Получилось, что дедушка снимал фильм частями в период с 1963 по 1964, и потом сдавал отрывки в проявку на студию любительского фильма VEB DEFA KOPIERWERKE, с адресом в Восточном Берлине. Уточнить время и место съёмки мне помогли рассказы моей мамы а так же старые фотографии, на обороте которых дедушка практически всегда подписывал дату и место, а иногда даже указывал параметры фотоэкспозиции.

 

8-ми миллиметровая плёнка записывает и воспроизводит кино без звука. Для показа фильма маме и родным я решил сделать 2 варианта фильма. Первый оставил в нетронутом «немом» виде, сохранив оригинальный вид исторического документа. Второй вариант я сделал под музыку, с небольшими монтажными вставками в начале и в конце фильма. Мне показалось, что второй вариант придаст фильму современный законченный вид и улучшит восприятие материала. При этом я намеренно не убирал из фильма ни секунды оригинальной съемки, оставляя все засвеченные и затемнённые кадры. Но на самом деле откровенного брака на плёнке не так много. Синхронизировать звуковую дорожку с изображением и добавить некоторые эффекты мне помогал специалист по видеомонтажу, которого тоже звали Дмитрий.

 

Музыку для фильма я выбирал сам, смешивая любимые композиции

с рекомендациями алгоритма «Моя волна» от Яндекс.Музыка. Получился саундтрек, комбинирующий классику (Бах, Свиридов, Шостакович) и современную зарубежную музыку от Sonic Youth до L’Imperatrice и Todd Terje. Несмотря на то, что главными зрителями фильма будут мои мама, жена и дети, наши друзья и родственники, я не теряю надежду, что фильм увидят бывшие «висмутяне», или их близкие. Поэтому обращаюсь ко всем «висмутянам»: в объектив дедушкиной камеры попало много знакомых и коллег по СГАО «Висмут». Посмотрите фильм, возможно вы найдёте там лица родных и близких!

 

Желаю всем приятного просмотра!

 

P.S. Первые «висмутяне», которых распознала мама - это Пузанков Василий Михайлович и его сын Миша. Как только она произнесла эту фамилию, я вспомнил, что слышал её в детстве от дедушки.  

 

Введенский Сергей